АКОНИТ АПТЕЧНЫЙ, БОРЕЦ АПТЕЧНЫЙ (ACONITUM NAPELLUS L.)
АКОНИТ АПТЕЧНЫЙ, БОРЕЦ АПТЕЧНЫЙ
ACONITUM NAPELLUS L.
Неродные названия. Борец, лютик голубой, царь-зелье, зозулины черевички, волкобой, волчий яд, мучитель трава.
Ботаническое описание. Многолетнее травянистое растение семейства лютиковых (Ranunculaceae). Относится к секции Napellus. Для аконитов этой секции характерным является то, что корневая система состоит из 1-2 сочных клубневидных корневищ с тонкими боковыми корнями. Стебель прямостоячий до 120-150 см высотой. Листья черешковые, блестящие, в очертании округлые, рассеченные на 5-7 глубоконадрезанных лопастей. Цветки темно-синие шлемовидные, собраны в конечную длинную многоцветковую кисть. Плод — сборная трехлистовка. Цветет с июня до сентября.
Токсичные части и органы растения. Все части, но особенно подземные органы (клубни).
Ядовитые начала и их действие. Содержит от 0,3% (в стеблях) до 2% (в клубнях) алкалоидов дитерпенового ряда (аконитин, бензаконин, аконин, неопеллин, напеллин и др.). Основным действующим началом, входящим в состав всех частей растения (трава, корнеклубни, семена), является алкалоид аконитин (ацетилбензоилаконин).
Аконитин очень ядовит, смертельными дозами для теплокровных животных считаются 0,02-0,05 мг на 1 кг живого веса. Токсическое действие развивается от 1 г съеденных клубней! Он вызывает стойкое повышение натриевой проницаемости возбудимых (нервных и мышечных) мембран и их деполяризацию вследствие этого. Действие аконитина и близких ему алкалоидов состоит в первоначальном возбуждении центральной нервной системы (ЦНС), в особенности дыхательного центра и периферических нервов — окончаний двигательных, чувствительных, секреторных нервов; вслед за возбуждением ЦНС наступает ее угнетение и паралич (обездвиживание, потеря чувствительности, сухость слизистых оболочек, паралич сердца и дыхания).
Ядовитые свойства аконита был известны уже первобытным людям. Они пропитывали соком его клубней наконечники стрел. Это растение нашло отражение во многих мифах и легендах древних народов. В древности аконит называли «мать-королева ядов».
Плутархом описан случай отравления аконитом воинов в армии Марка Антония. В связи с недостатком провизии они стали выкапывать и есть клубни борца, после чего у людей стало наблюдаться умопомешательство, а через некоторое время наступала смерть. Воин, съевший аконит, «терял память и начинал сосредоточенно переворачивать все камни на своем пути, будто бы искал что-то очень важное… пока его не начинало рвать желчью…». Все отравившиеся аконитом погибли.
Аконит — одно из самых ядовитых европейских растений! Все части растения сильно ядовиты, но наиболее токсичны клубни. Отравление может наступить даже в том случае, если ребенок довольно долго нес клубень в мокрой руке. Чаще всего отравление происходит при самолечении препаратами растения в результате передозировки. Интоксикация возможна и при поедании печени свиней, отравившихся аконитом. Подобный случай описан А.П. Чеховым s книге «Остров Сахалин»: «Говоря об особенностях селений южного округа, я забыл упомянуть еще об одной: здесь часто отравляются борцом (Aconitum napellus) (На Сахалине A.napellus не встречается, там распространены другие сильно ядовитые виды: а. новосахалинский (A. neosachalinense LvL), а. сахалинский (A. sechalinense Fr.Schmidt) и др.). В Мицульке у поселенца. Такового свинья отравилась борцом; он сжадничал и поел ее печенки, и едва не умер. Когда я был у него в избе, то он стоял через силу и говорил слабым голосом, но о печенке рассказывал со смехом, и по его все еще опухшему, сине-багровому лицу можно было судить как дорого обошлась ему эта печенка. Немного раньше его отравился борцом старик Коньков и умер…».
В литературе описан случай, когда 3-4 миллиграмма аконитина убили взрослого человека (смертельно опасной считается доза от 2 мг и более). В начале 20 века голландский врач Мейер принял 50 капель азотнокислого аконитина для того, чтобы убедить жену одного из своих пациентов в том, что лекарство не ядовито. Спустя полтора часа у него появились первые признаки отравления. Через четыре часа к доктору Мейеру был вызван врач, заставший его сидящим на диване, очень бледным с частым пульсом и суженными зрачками. Мейер жаловался на стеснение в груди, затрудненность глотания, боли во рту и животе, головную боль и ощущение леденящего холода. Все принятые меры не достигли цели. Усилилось ощущение беспокойства, зрачки расширились, через минут сорок наступили приступы удушья и после третьего приступа (через 5 часов после приема лекарства) доктор Мейер умер.
В настоящее время применение аконитина ограничено; тем не менее помимо использования его в экспериментах в качестве средства, вызывающего аритмию сердца, в народной медицине настойку корней аконита принимают внутрь при различных формах рака, а также используют наружно при мигрени, невралгиях, ревматизме, радикулите, ишиасе. Кардиотоксическая доза настойки аконита составляет 10 мл.
Клиническая картина. Независимо от пути попадания в организм отмечаются зуд кожи, ее побледнение и чувство покалывания в различных участках тела, ломота, нарастающая слабость, парестезии (ощущение ползания мурашек); при попадании на слизистые, как и на кожу, чувство зуда сменяется анестезией. Усиленные саливация, потливость (холодный пот), тошнота, рвота, понос сопровождаются жжением и болью в желудке и кишечнике, онемением языка. Характерный симптом — смена ощущений жара и холода. Наблюдаются миоз, а затем расширение зрачков, «потемнение» в глазах, головокружение, мышечные фибрилляции, судороги конечностей с потерей кожной болевой чувствительности, боль в области сердца, сердечная аритмия, фибрилляция желудочков. Возможно понижение зрения и слуха, температуры тела. Дыхание, особенно на вдохе, затруднено, и летальный исход обусловлен его остановкой.
Лечение. Прием магния или натрия сульфата (25 г в 2-3 стаканах воды или введение через зонд). Показано назначение активированного угля (30 г, 2 столовые ложки в 0,5 л воды) и через 15 мин после него 0,1% раствора калия перманганата. Рекомендуется также прием взвеси активированного угля в 2% растворе натрия гидрокарбоната. Промывание желудка можно проводить 0,5% раствором танина. До выведения из состояния интоксикации назначается обильное питье слизистых напитков (взбитый яичный белок и др.), крепких чая и кофе. Для устранения симптомов, связанных с нарушением дыхания и сердечно-сосудистой системы, проводится кислородная или карбогенотерапия (не исключена и интубация трахеи), вводятся подкожно 20% раствор кофеин-бензоата натрия (1-2 мл), 20% раствор камфоры (1-2 мл) и 0,1% раствор атропина сульфата (1 мл, в качестве антиаритмического средства показан и новокаинамид), для устранения судорог и нормализации дыхания — 10% раствор барбамила (10 мл внутримышечно) или 2% раствор дитилина (2 мл); искусственное (в том числе аппаратное) дыхание.
При всех степенях отравления необходимо обеспечить доступ к вене, проводить инфузионную терапию (осложнения могут возникнуть внезапно и быть фатальными!). В состав инфузионных сред вводят аскорбиновую кислоту (0,3 мл 5% раствора на кг массы тела), в качестве антагониста используют атропин в соответствующей возрастной дозе.
Объем инфузии должен быть умеренным. Поскольку сердечный выброс снижен как за счет частоты сердечных сокращений, так и за счет ударного объема крови (мускариновый эффект аконитина), проводимость в ганглиях нарушена (никотиновый эффект аконитина) и повышена чувствительность терминального отдела вегетативной нервной системы, то назначение прозерина, допамина, пропранолола и других средств, вмешивающихся в деятельность холин-и адренергических систем, — опасно возможностью развития аритмий, снижением артериального давления, возникновением коллапса. Определенный эффект получен от применения гормонов — удобной формой является гидрокортизон, содержащий 1 г вещества в 1 мл раствора.
Максимальный щадящий режим, согревание тела при падении температуры.
Наиболее ядовитым из всех борцов считается аконит джунгарский (каракольский), или Иссык-кульский корень (A. soongoricum Slapf = A. karakolicum Rapaics). Это растение произрастает в горах Средней Азии (Тянь-Шань, Джунгаро-Тарбагатай). Несмотря на то, что этот вид не встречается в России, его сырье часто привозят из Киргизии как лечебное средство. Наиболее частые отравления случаются как раз при приеме внутрь настойки клубней этого аконита.